У меня сложилось впечатление, что европейцы собираются изменить автомобильную моду и пересесть с компактных хэтчбеков на такие же компактные внедорожники. Как можно иначе объяснить интерес производителей к насыщению рынка подобными моделями? Появились Suzuki SX4, Nissan Qashqai, созревает Ford Kuga… И список можно еще продолжить. Я остановлюсь в деталях на другой перспективной новинке автомобильного рынка — VW Tiguan. Да, это круто!
Ну и что же он собой представляет? Субкомпактный внедорожник, с ходу ввинтившийся в недавно сформировавшийся подкласс малоразмерных SUV, где уже обосновались такие бестселлеры, как Nissan Qashqai, Suzuki SX4 и отчасти (из-за отсутствия полноприводного варианта) Dodge Caliber. В том, что VW Tiguan придется ко двору, никто почти не сомневается: его конкуренты в Старом Свете продаются как горячие пирожки, и желающих купить их все больше. Кроме того, в свое время этот автомобиль был, простите за каламбур, самым народным концепт-каром самой народной в мире марки.
Фольксвагеновцы ничтоже сумняшеся предложили всем желающим виртуально изучить экстерьер и интерьер своей новинки ещё задолго до её презентации. И добились потребительской активности, достаточной для запуска машины в серию. Кроме того, к осени прошлого года, когда «живое» авто было представлено широкой публике, они уже знали её предпочтения. Словом, этот кроссовер можно считать не только самым народным концептом, но и самым народным Volkswagen за последние 15–20 лет.
Внешность данной модели (как теперь нередко бывает) является неким компромиссом. В ней всего понемногу. «Морда», к примеру, откровенно напоминает передок старшего Touareg, задняя часть — корму менее престижного Golf Plus, по бортам, разумеется, разбросано множество фирменных стилистических «примочек», призванных расширить круг потенциальных покупателей. На это же, к слову, рассчитано и название машины, родившееся от скрещивания имен двух, казалось бы, абсолютно чуждых друг другу представителей фауны — тигра и игуаны. Столь необычное сочетание, по мнению немецких маркетологов, должно, во-первых, обратить внимание на новую модель, а во-вторых, подчеркнуть её универсальность.
Кстати, если кто полагает, что машина — лишь немецкая вариация на тему Qashqai, то он сильно ошибается. Прототипом авто скорее можно считать другого «японца» — SX4. Все дело в том, что Tiguan, как и Suzuki, будет предложен покупателям сразу в двух вариантах кузова — «асфальтовом» и «бездорожном». Версии Trend&Fun и Sport&Style разработаны специально для езды по обычным автотрассам. У них классические пропорции, которые полностью соответствуют нашим традиционным представлениям о компактных SUV: массивный капот, тяжелый бампер под передними фарами… А вот вариант Track&Field , напротив — прирожденный покоритель бездорожья. Он совершенно не похож на своих «городских» собратьев. Нижняя часть его бампера и днище образуют более крутой угол, благодаря чему максимальный угол въезда такого Tiguan на эстакаду или холм составляет целых 28 (для сравнения — у «асфальтовых» модификаций он равен лишь 18). Что касается средней и задней частей кузова, то тут у всех версий характеристики одинаковые: угол заднего свеса достигает 25, а так называемый угол пандуса — 20. Не варьируется и дорожный просвет — 195 мм.
Кроме того, система постоянного полного привода 4motion будет установлена на каждый без исключения Tiguan (в отличие от практики конкурентов). Так что истинные ценители подобного типа машин останутся довольны. Но обольщаться все же не стоит: как и другие компактные внедорожники, VW в большинстве случаев останется переднеприводным. Полноприводная трансмиссия с электрогидравлической многодисковой муфтой Haldex будет передавать часть тягового усилия на задние колеса лишь при пробуксовке передних. Теоретически эта система может перераспределить на заднюю ось до 100% крутящего момента, однако в большинстве случаев туда уходит не больше 10%, остальные же 90% тяги остаются спереди.
Кроме того, у Tiguan имеется небольшой арсенал средств внедорожной поддержки. О пневмоподвеске или «честных» жестких блокировках, как на старшем Touareg, речи, конечно, не идет, но система помощи при спусках и подъемах присутствует. Кстати, в этом году немцы обещают снабдить новинку и системой электронного управления подвеской, которая в зависимости от дорожных условий может работать в режимах «Комфорт», «Обычный» и «Спорт». И все-таки, несмотря на ухищрения производителя, стихия Tiguan — город, ну, в крайнем случае, легкое бездорожье. Тут авто при правильном обращении не спасует, а недостаточно опытному драйверу поможет электроника, активирующаяся кнопкой On road/Off road на центральной консоли (версия Track&Field ). Реакции на газ растянутся, подключатся псевдоблокировки, подстроится под гравийную или песчаную езду ABS…
Хорошо он едет и по асфальту. Шасси отменно держит дорогу. Машина неплохо рулится… Кстати, на парковочное место она заходит тоже почти автоматически — конечно, при условии, что клиент раскошелился на опционную систему Park Assist. Однако главное достоинство авто — двигатель. Tiguan — первый в мире компактный внедорожник, оснащаемый только наддувными моторами. Базовый агрегат рабочим объемом 1,4 л снабжен компрессором, благодаря которому столь скромный мотор способен выдать 150 л. с. Он разгоняет автомобиль до «сотни» за 10 с и обеспечивает тягу в 240 Нм уже при 1750 об/мин. С базовой шестиступенчатой «ручкой» машина едет очень прилично. И топлива потребляет, кстати, не так уж много — 8,4 л на 100 км пути. Впрочем, если последнее достоинство ставить во главу угла, то имеет смысл обратить внимание на новый двухлитровый 140-сильный TDI. На тех же оборотах он выдает больше 300 Нм, до 100 км/ч разгоняется не намного медленнее и солярки при этом потребляет меньше — порядка 7,2 л. Есть над чем призадуматься.
А что в салоне? Тут, в общем-то, без неожиданностей. Эргономика — на пока недосягаемой для конкурентов высоте: все приборы читаются, кнопки нажимаются, ручки крутятся… Материалы отделки вполне соответствуют классу авто. Кресла удобны, диапазоны регулировок широки, а значит, сидеть в Tiguan весьма комфортно, особенно спереди. Но, как известно, модель сконструирована на базе старого доброго Golf V, следовательно, сзади лучше ехать вдвоем — троим будет тесновато. Пространства для ног пассажиров второго ряда тоже не слишком много (несмотря на то, что диван отодвигается). Правда, скорее это неудобство отметят лишь рослые ездоки — людям средних габаритов места будет вполне достаточно. В крайнем случае, всегда можно пересесть вперед.
А вот к грузовым возможностям кроссовера претензий минимум. Спинка заднего дивана разделена в соотношении 60:40, так что после его трансформации объем багажника достигает более 1500 л. При обычном же положении сидений в авто помещается до 470 л поклажи (при максимальной грузоподъемности 650 кг). В качестве опции предложен двойной пол с системой управления грузом. Кроме того, в автомобилях версий Track&Field и Sport&Style складывается и переднее пассажирское кресло, что позволяет перевозить предметы длиной до 2,5 м. Впрочем, подобное достижение воспринимается уже как нечто само собой разумеющееся.