“Отметки”, которые получают большинство новых автомобилей после испытаний EuroNCAP, уже давно стали маркетинговым инструментом для привлечения внимания потребителей. Сколько бы европейская организация, ратующая за повышение безопасности дорожного движения, ни выпускала рейтинги защиты пешеходов, а также списки добропорядочных производителей, включающих в базовое оснащение авто систему стабилизации ESC, автопроизводители по-прежнему стараются достичь лишь высших баллов в защите водителя и пассажиров.
Отметка в 5 звезд за безопасность водителя и пассажиров стала обязательной и, судя по всему, слишком легко достижимой. Все последние автомобили, претендующие на звание бестселлеров, добились этого результата, что говорит о том, что критерии и методику оценки уже давно пора усовершенствовать и менять.
Этой осенью на российском рынке появится много новинок, которые уже успели побывать в руках у инженеров EuroNCAP. Все автомобили получили высшие результаты, но так ли они безопасны на самом деле?
Долгожданный FIAT 500 наконец дебютирует и в России. Эта возрожденная легенда будет стоить примерно так же, как и антикварный рояль из XIX века – 550 тыс. рублей. Однако современной технике безопасности итальянцы уделили много времени и внимания, для того чтобы на рекламных щитах нарисовать заветные 5 звезд, которые должны уверить покупателя в абсолютной сохранности водителя внутри этой винтажной капсулы. FIAT 500 получил 16 баллов за боковое столкновение и 15 за фронтальное. Но мы-то знаем, что может случиться с FIAT, если он столкнется с более массивным автомобилем. Тогда все 5 звезд немедленно упадут с небосвода. Такой эксперимент проводил клуб ADAC. В крэш-тесте столкнулись FIAT 500 и Audi Q7, при этом, естественно, пассажиры и водитель малолитражки получили серьезные травмы, в отличие от владельцев Q7. При этом EuroNCAP когда-то даровал Q7 всего четыре звезды.
Новая Seat Ibiza тоже разбилась на полигоне и тоже получила за это высшие оценки. За фронтальное столкновение Ibiza поставили всего 14 баллов, зато она отыграла очки на боковом тесте и получила 16. При этом пешеходу лучше сталкиваться с испанкой, чем с итальянкой, так как кузов Ibiza более бережно относится к человеку, упавшему на капот. И детей тоже стоит перевозить все-таки в Ibiza. FIAT 500 с родительской функцией справляется только на 2 звездочки.
Прибавление на рынке ожидается и в D-классе. Citroen C5 уже начал продаваться, а Skoda Superb уже на подходе. Опять же оба участника теста отхватили по 5 звезд за защиту водителя и пассажира. Одноклассники выступили в импровизированной аварии почти одинаково. Оба автомобиля получили по 15 баллов за лобовое столкновение и по 16 – за боковое. Единственной разницей в результатах стал показатель по защите пешеходов, который у Citroen C5 значительно ниже, чем у Superb. Француз получил на 7 баллов меньше – всего 11. Видимо, ради превосходного дизайна приходится все-таки чем-то жертвовать.
В стане компактных кроссоверов уже сейчас развернулась нешуточная борьба. Первым среди новичков начал продаваться Ford Kuga. Привычное убеждение, что чем выше и больше автомобиль, тем он безопаснее, похоже, не совсем верно, если полагаться на мнение специалистов EuroNCAP. Пятизвездный результат Kuga раскладывается на 13 баллов во фронтальном столкновении, что, учитывая размеры авто, довольно мало, и на 16 – в боковом столкновении. Однако особенно тяжело инженерам приходится с безопасностью пешеходов. Ведь в этом аспекте размер автомобиля уже становится фатальным. Тем не менее Kuga справился с этой задачей очень даже успешно, получив в этой дисциплине три звезды.
Проблемы с фронтальным тестом испытал и конкурент Kuga, VW Tiguan, который получил за эту аварию 14 баллов. Зато с легкостью Tiguan далась защита ребенка в авто, за которую он получил целых 39 баллов. А вот с защитой пешехода вышел прокол – результат всего на две звезды.
Группу кроссоверов в этом сезоне пополнит и Renault Koleos. Он создан на базе Nissan X-Trail, который получил всего лишь 4 звезды, так что в его успехах есть сомнения. Тем не менее французы смогли подтянуть двоечника к экзамену. Результат столкновения – 5 звезд, но, опять же, всего 13 баллов за лобовое.
EuroNCAP уже давно грозится повысить требования к тестируемым автомобилям, но, вероятно, пока это никому не выгодно, а получать пять звездочек – так приятно.