Европейцы получили не просто еще один компактный SUV, а автомобиль с претензиями на мировое лидерство или, по крайней мере, на своем континенте. Tiguan не очень скромно взял себе многие хорошие черты старшего брата — VW Touareg.
Иметь в производственной гамме компактный SUV становится уже не прихотью, а насущной необходимостью, так как их популярность неуклонно растет. Японцы уже давно разрабатывают эту нишу, а в Европе заблаговременно подготовились только двое — Land Rover, выпустивший Freelander, и BMW с моделью X3. Но в отличие от кроссоверов из Страны восходящего солнца эти автомобили относятся к премиум-сегменту, в борьбу за свою нишу в котором среди европейских производителей скоро вступит фирма Audi с новинками Q5 и Q3.
А что же для народа попроще? Вот здесь и выходит на сцену хозяин той самой Audi концерн Volkswagen AG, выпустивший игрока в компактном классе под своим брендом, чтобы потеснить многочисленных «японцев», успевших сменить по два-три поколения (Toyota RAV4, Suzuki Grand Vitara, Nissan X-Trail), а Nissan, заметим, агрессивно укрепил свои позиции кроссовером поменьше — Qashqai. Впрочем, несмотря на столь богатый в паркетостроении опыт японских автопроизводителей, немецкому концерну создавать внедорожные модели тоже не впервой. Достаточно вспомнить так полюбившийся россиянам VW Touareg, который по сути стал лидером в своем сегменте. Но все же вывести на рынок новый кроссовер не так просто, как кажется.
Как и для старшего брата — VW Touareg, преодоление бродов внушительной глубины и серьезных участков бездорожья для младшенького Tiguan задача вполне выполнимая.
Задача непростая, так что Tiguan наряду с хорошей управляемостью получил еще и порядочные внедорожные способности, конечно, не столь высокие, как у старшего брата, но достаточные, чтобы не выглядеть неженкой среди конкурентов. При поперечной установке двигателя, очень сложно скомпоновать трансмиссию с постоянным полным приводом (с дифференциалом Torsen), так что была выбрана схема, в которой передняя ось ведущая всегда, а задняя получает крутящий момент при необходимости через управляемую компьютером муфту Haldex, именуемую 4MOTION. Принципиально трансмиссия такая же, что и у маленьких Audi с поперечными моторами, только настройки поменялись с учетом расширения дорожного меню.
Имитация блокировки межколесных дифференциалов организована традиционно — подтормаживанием буксующих колес. Интересно, что различные комплектации Tiguan подразумевают акценты на определенные свойства.
Например, вариант Sport&Style обеспечивает более спортивное поведение за счет установки других пружин, стабилизаторов и настройки амортизаторов, причем дорожный просвет остается без изменений — 195 мм. В комплектации, ориентированной на более частую езду по бездорожью (Track&Field), имеется кнопка Onroad-Offroad, позволяющая включить вспомогательную систему подъема/спуска с горы и изменить степень сопротивления амортизаторов. Хорошо известно, что в значительной степени проходимость определяет не дорожный просвет или сцепные свойства шин, а выступающий передний спойлер, которым жаль рисковать. Volkswagen с этим разобрался так: у «дорожных» комплектаций Trend&Fun и Sport&Style передний спойлер обычной формы (угол въезда — 18°), а у «внедорожной» Track&Field — круто скошенный, как нос лодки (угол въезда — 28°).
Двойной наддув
Вот, собственно, по этому признаку и были поделены тестовые автомобили на ездовой презентации в Будапеште. Первый участок, для 18-градусных, — по хорошим, в основном скоростным, шоссе. У нас 1,4-литровая версия с мотором TSI (последовательный наддув двух типов: механический и турбо) мощностью 150 л. с. и механической шестиступенчатой КП. Это один из трех бензиновых моторов, два других — двухлитровые TSI, развивающие максимальную мощность 170 и 200 л. с., появятся позже. Что ж, два наддува придают 1400-кубовому мотору мощность двухлитрового, да и внешняя скоростная характеристика почти оптимальна. Вспоминая испытанный в прошлом году минивэн Touran, у которого при более мощном TSI мне не понравились слабоватые низы, обращаю внимание в первую очередь на это. У Tiguan все хорошо: и трогаешься без проблем, и приемистость радует с любых оборотов, и диапазон уверенной тяги широкий. Что еще, шум? Ну, запускается TSI с жестковатыми нотками, зато во время разгона совершенно не криклив, а на скоростях выше 100 км/ч его за шумом качения и шорохом рассекаемого воздуха и вовсе не слышно.
В своей стихии
На первом кофе-стопе меняем наш Tiguan на двухлитровый дизельный мощностью 140 л. с. с механикой и в очередной раз убеждаемся, что VW понимает толк в легковых дизелях. Он не грохочет и не вибрирует, охотно отзывается на газ и, что очень важно, великолепно выкручивается почти до 5000 об/мин.
Извилистые дорожки в холмистой местности — отличный повод прощупать управляемость. Точность рулевого управления и предсказуемость поведения Tiguan в целом обеспечивает высокую степень уверенности при прохождении поворотов даже на грани фола. Кругом заповедники, но все же нашлась пара щебеночных дорожек, не загороженных шлагбаумами и запрещающими знаками. Прошел небольшой дождик, намочивший грунт со щебнем, и поверхность получилась скользкая, а шины у нас без намеков на M+S — просто летние с дождевым рисунком. Уверенность после съезда с асфальта никуда не исчезла, что несомненная заслуга полного привода. Да, схема подключаемая, но алгоритм работы муфты Haldex настолько хорошо отлажен, что регулируемая подача крутящего момента на задние колеса не вносит неожиданностей в поведение автомобиля, и предсказуемость данной трансмиссии близка к постоянному полному приводу.
Такой разный офф-роуд
Владелец Tiguan во внедорожной комплектации Track&Field может не беспокоиться за сохранность пластикового обвеса в легком офф-роуде
Организаторы постарались убедить нас, что Tiguan не мальчик в бездорожье, и устроили два специальных участка. Один в виде металлоконструкций (пандусы, качели и т. п.) соорудили на смотровой площадке старой крепости, откуда виден весь Будапешт. Tiguan под управлением инструктора усердно покорял препятствия одно за другим, то и дело вывешивая колеса, но Haldex и система имитации блокировки дифференциалов работали настолько расторопно, что колеса практически не успевали провернуться вхолостую, и движение продолжалось непрерывно. Впечатлил участок со сменными резкими выступами, на которые Tiguan наезжал то левым, то правым колесом: интересно, что при этом толчки от неровностей не доходили до руля. Более того, его можно даже отпустить, а автомобиль будет ехать прямо. Да, интересно, но подобные упражнения на искусственных «снарядах» у бывалых джиперов вызывают ухмылку — размеры препятствий и их установка выверены до миллиметров и градусов под конкретный автомобиль, так что успех демонстрации обеспечен. Вот для таких сомневающихся и был устроен второй участок офф-роуда с реальными ямами, кюветами и бревнами. Все преодолено без проблем, однако выяснилось, что нажатие кнопки Offroad мало что меняет, Tiguan и в обычном режиме неплохо лазит. Тем не менее предложенного бездорожья показалось мало, и мы самостоятельно заехали в карьер, где шикарно диагонально повывешивались и на том угомонились.
Ничего не забыто
В общем, во время езды по любым дорогам и направлениям Tiguan очень понравился. Водителю грех жаловаться: сиденье и руль имеют достаточно регулировок, диапазонов хватает. Интерьер сделан традиционно качественно и к тому же не скучно. Из полезных опций можно упомянуть интерактивный монитор, на который выводятся данные навигации, борткомпьютера, аудиосистемы и картинка с камеры заднего вида. Для особо ленивых Tiguan снабжается опцией Park Assist, оценивающей возможность запарковаться с помощью ультразвуковых датчиков и берущей на себя функцию руления (водитель управляет только педалями), которая впервые была установлена на минивэн VW Touran в прошлом году.
Интерьер, почти полностью копирующий внутренности VW Golf Plus, изготовлен из качественных мягких пластиков, сборка как всегда на высоком уровне
Здорово, что на удобстве пассажиров и трансформации салона создатели Tiguan не стали экономить. Задние сиденья можно продольно сдвигать по отдельности, позволяя двум длинноногим людям усесться друг за другом. Естественно, спинки также складываются раздельно, но вдобавок есть возможность сложить и переднюю, чтобы перевезти длинномерный груз, например мебель, в упакованном состоянии.
Tiguan еще не поступил в продажу, а организация EuroNCAP уже провела испытания на пассивную безопасность. Результаты впечатляющие: по безопасности взрослых пассажиров он получил пять звезд, детей — четыре из пяти возможных, а по травматизму пешеходов — две из четырех возможных. Это отличные показатели для своего класса.
Если двоим рослым людям вздумается сесть друг за другом, заднее сиденье можно сдвинуть на 160 мм, к тому же наклон спинки регулируется.
Ждать недолго
Выход Tiguan на европейский рынок запланирован на ноябрь, а старт продаж в России ожидается в начале 2008 года. Цены пока неизвестны, комплектации будут представлены все три, а вот из гаммы моторов (три бензиновых и два дизеля) первое время к нам станут поставлять только 150-сильный 1,4 TSI и двухлитровый 2,0 TDI мощностью 140 л. с. Для нас важно, что есть еще и версия, подготовленная «для суровой зимней эксплуатации».
Подведем итоги
Пока что удалось испытать Tiguan только в летних условиях, но уже можно смело утверждать, что он вполне достоин зваться младшим братом Touareg. Все хорошо: четкая и предсказуемая управляемость сочетается с плавностью хода и проходимостью, беспроблемная эргономика — с качественно собранным интерьером и акустическим комфортом. А кто еще из конкурентов так тщательно продумал варианты комплектаций? Пожалуй, равных нет. Вот только осталось выяснить цену и тогда можно строить прогнозы о лидерстве в классе.